Гребенчатая шина для подключения групповых автоматов

Общие правила монтажа

Монтаж не является сложной операцией, если знать, как правильно подключить прибор. Самостоятельное исполнение часто бывает качественнее, чем работа ненадежного мастера.

При приобретении важна не столько дата изготовления, сколько дата поверки устройства. Опломбирование должно быть проведено не ранее, чем год назад.

Перед работой с прибором, нужно получить разрешение и технические условия (ТУ) от организации по энергосбыту. ТУ являются основным документом, по которому будет проверяться устройство

Поэтому важно детально изучить требуемые технические характеристики каждого устройства и комплектующих. Это избавит от замечаний и лишних доработок

Основные понятия:

Основные понятия:

  1. Электросчётчик — звено, пропускающее ток с напряжением, необходимым для питания техники в доме. Ориентируясь на количество используемой высокомощной техники, выбирается трехфазный или однофазный счетчик.
  2. Клеммы — места для подсоединения проводов. Перед началом установки стоит изучить их маркировку.

Монтаж возможен внутри каждой отдельной квартиры или на общей лестничной площадке, в частных домах — внутри и вне здания. На расположение влияет то, заменяется старая или подключается новая проводка.

Схема подключения электрического счетчика осуществляется через трансформаторы тока или без них. Для косвенного типа применяются трансформаторы тока и напряжения.

На всех этапах следует соблюдать правила электробезопасности

Важно знать, что не допускается подключение однофазного электроприбора в сеть на 380 вольт

Последовательность операций подключения

Этапы установки:

  • отключение входного питания;
  • снятие пломб;
  • открытие клемм;
  • подсоединение проводов.

Перед монтажом следует убедиться, что сеть обесточена, воспользовавшись индикатором.

С момента опломбирования должно пройти не более 12 месяцев. Разрешено подключение 3-х фазного счетчика без видимых механических повреждений кожуха и стекла корпуса.

Возможна установка, если на корпусе трехфазного счетчика есть пломбы ОТК в виде стикера и пломбы госповерителя.

Электрические щиты, шкафы и боксы

Щит электрический — общее наименование электрощитового оборудования, которое используется в бытовых и промышленных целях. Распределительный шкаф (или бокс) выполняет роль защитного и распределяющего устройства в одно и трёхфазных сетях. Использование шкафного оборудования бережёт людей от поражения током и предохраняет установленные приборы от повреждения как внутри зданий и помещений, так и на улице.

Выпускаются металлические и пластиковые щиты, которые применяются в качестве:

  • главных электрощитов;
  • вводных электрических щитков;
  • вводно-распределительных шкафов;
  • коммутационных узлов;
  • монтажных боксов для электрических автоматов.

Типичные ошибки при монтаже

Подключение гребенчатой шины не является сложной операцией. Достаточно базового понимания того, как и куда должен протекать электрический ток. Однако даже опытные электромонтажники периодически допускают ошибки подключения гребенки:

  1. При монтаже необходимо учитывать максимальный ток изделия. Еще лучше использовать гребенчатую шину с запасом по току.
  2. В некоторых случаях целесообразно учесть и напряжение. Изоляция типичной гребенки рассчитана на 500 В. Иногда на производстве используется и более высокий вольтаж.
  3. Не стоит забывать про вилкообразные шины. Их максимальный ток составляет 63 А.
  4. Ошибки при выборе гребенки. Этот вид соединителя приобретается после покупки автоматических выключателей, когда известно их точное количество и расположение.

Как подключается кросс-модуль

Если не использовать кросс-модуль, то при монтаже электрощитка провода будут соединяться посредством скрутки. Такой способ надежным назвать весьма затруднительно. При подобном монтаже может произойти все что угодно, вплоть до короткого замыкания.

Более надежным и безопасным будет установка кросс-модуля, разделяющим реле напряжения и счетчик. Он занимает совсем мало места, но надежность и безопасность повышаются значительно. При этом скрутки будут полностью отсутствовать. Помимо этого, используя такой вариант, можно быстро изменить схему распределения энергии. Чтобы отключить от питания какой-либо участок, необходимо просто ослабить винты.

Схемы подключения автоматов через соединительную гребенку

Шина для автоматов гребенчатая вводится в соединительную цепочку согласно определенным правилам, задаваемым электрической схемой ее включения.

Поскольку объединение автоматов в сетях 220 Вольт осуществляется только по фазе (без нуля) – такую шину принято называть фазной.

В зависимости от типа силовой цепи, в которую включаются перемычки для автоматов, они рассчитываются для работы либо в однофазной линии (220 Вольт), либо – в трехфазной сети. Во втором случае схема включения представляет собой утроенную копию одиночной коммутации. Разница между двумя вариантами проявляется только в конструкции самого шинного соединителя.

Согласно ПУЭ, элемент предназначен для создания надежного контакта между верхними (подводящими) клеммами автоматических приборов, напряжение с выхода которых поступает в линию нагрузки. Для этого шинка должна выдерживать значительные токи, что определяет схему ее включения в общие цепи питания – все автоматы соединяются с ее помощью в параллель по входу. Это правило справедливо как для однофазных (однорядных) шин, так и для трехфазных гребенок для автоматов. Во втором случае изделие из меди имеет три изолированных ряда, смещенных на шаг, соответствующих расстоянию между фазными клеммами коммутирующего прибора на 380 Вольт.

Это интересно: Стиральная машина гудит после замены электропроводки — распишем суть

РАЗБОРНЫЕ КОНТАКТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

1. Технология выполнения соединений

1.1. Разборные (болтовые) контактные соединения в зависимости от материала соединяемых шин и климатических факторов внешней среды подразделяются на соединения:

а) без средств стабилизации электротехнического сопротивления;

б) со средствами стабилизации электрического сопротивления.

1.2. Контактные соединения шин из материалов медь-медь, алюминиевый сплав алюминиевый сплав, медь-сталь, сталь-сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав-медь и алюминиевый сплав-сталь для группы А не требуют применения средств стабилизации электрического сопротивления. Соединения выполняются непосредственно с помощью стальных крепежных деталей (рис.1 а).

Рис. 1. Разборные контактные соединения

1 – шина медная, из алюминиевого сплава или стали; 2 – алюминиевая шина; 3 – стальная шайба; 4 – тарельчатая пружина; 5 – стальной болт; 6 – стальная гайка; 7 – болт из цветного металла; 8 – гайка из цветного металла; 9 – шайба из цветного металла; 10 – металлопокрытие; 11 – шина медная, алюминиевая, из алюминиевого сплава или стали; 12 – медно-алюминиевая пластина; 13 – пластина из алюминиевого сплава; 14 – шина из алюминиевого сплава

1.3. Контактные соединения шин из материалов алюминий-алюминий, алюминиевый сплав-алюминий для групп А и Б, а также из материалов алюминий-медь и алюминий-сталь для группы А следует выполнять с помощью одного из средств стабилизации сопротивления:

а) тарельчатых пружин по ГОСТ 3057 (рис. 1 б);

б) крепежных изделий из меди или ее сплава (рис. 1 в);

в) защитных металлических покрытий по ГОСТ 21.484, наносимых на рабочие поверхности шин или электропроводящей смазкой типа ЭПС-98 (рис 1 г);

г) переходных медно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357 (рис. 1 д);

д) переходных пластин из алюминиевого сплава (рис. 1 е).

1.4. Для группы Б контактные соединения шин из материалов алюминиевый сплав-медь, алюминиевый сплав-сталь, следует выполнять как показано на рис. 1 д, е; из материалов алюминий-медь, алюминий-сталь – как показано на рис. 1 б, в, д, е.

Рабочие поверхности шин и пластин из алюминия и алюминиевого сплава должны иметь защитные металлопокрытия.

1.5. Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин следует соединять с алюминиевыми шинами сваркой. Разборные соединения переходных пластин с медными шинами необходимо выполнять с помощью стальных крепежных деталей.

1.6. Расположение и диаметр отверстий для соединения шин шириной до 120 мм приведены в табл. 1.

Зависимость диаметра отверстия в шинах от диаметра стягивающих болтов следующая:

Диаметр болта, мм

6

8

10

12

16

Диаметр отверстия в шинах, мм

6,6

9

11

14

18

Таблица 1  

Размеры, мм

Выполнение

Размеры, мм

соединения

ответвления

b b 1

d

15

20

25

30

40

50

6,6

9

11

11

14

18

60

80

100

120

11

14

18

18

80*

100*

120*

14

18

18

* Примечание только при соединении пакетов шин

1.7. Контактные участки шин шириной 60 мм и более, имеющие два отверстия в поперечном ряду, рекомендуется выполнять с продольными разрезами. Ширина разреза зависит от способа его выполнения и должна быть не более 5 мм.

Плюсы и минусы соединительных шин

Гребенчатые соединители вытесняют из практики электромонтеров классические перемычки из проводов. Это объясняется достоинствами, которыми они обладают в сравнении с устаревшими методами монтажа:

  1. Подключение автоматов выполняется на порядок быстрее. Гораздо проще вставить и затянуть гребенку, чем сидеть вручную нарезать перемычки.
  2. Более надежный контакт. За счет увеличения площади соприкосновения клеммника автомата и вывода гребенки.
  3. Двукратное уменьшение количества контактов, вставляемых в автомат. Вместо 2 проводов от перемычек необходимо вставить 1 штырь от гребенки. Этот фактор повышает надежность распределительной коробки.

Существуют и недостатки:

  1. При ремонте контактных соединений автомата необходимо снять всю гребенку. Иначе выключатель не получится стянуть с DIN-рейки.
  2. Для установки дополнительных автоматических выключателей потребуется приобретать новую шину большей длины. Поэтому гребенку лучше не использовать на временном оборудовании или сразу устанавливать дополнительные модульные устройства на будущее.
  3. Цена. Старые перемычки из проводов практически бесплатные. Их можно сделать хоть из обрезков проводов, валяющихся под ногами. Гребенчатую шину придется покупать в магазине.

Какие электроприборы должны находиться в щитке

Соединительная шина для автоматов, зачем она нужна и как ее правильно использовать

Выполняя сборку распределительных щитков, очень часто приходится соединять защитные автоматы параллельно при помощи перемычек. Если делать перемычки соблюдая все правила, то такое соединение является надежным и долговечным. Недостатком же является сплошное нагромождение проводов, в котором даже можно запутаться. Единственным выходом, чтобы разгрузить щиток от проводов, является использование специальных шин (гребенок).

Что такое соединительная шина (гребенка)

Соединительная шина для автоматов или проще говоря гребенка, представляет собой пластину из медного сплава, которая упакована в пластиковый корпус, выполненный из негорючего пластика. От этой пластины отходят штыри (зубья), которые не имеют защитного пластикового кожуха (так как они вставляются в клеммы автоматов). Форма у этих отходящих штырей может быть Г-образная или U- образная. При этом медная пластина с зубьями представляет собой монолитную конструкцию, которую очень легко можно вытащить из защитного кожуха.

Особенности конструкции

Данные гребенки выпускаются в однополюсном, двухполюсном, трехполюсном и даже четырехполюсном исполнении. Давайте рассмотрим их более подробно.

Однополюсное исполнение

Итак, гребенка однополюсного исполнения представляет собой одинарную медную пластину с зубьями, расположенными через определенное расстояние.

Двухполюсное исполнение

У такой соединительной шины будет уже две медных пластины, у которых расстояние между зубьями будет больше. Причем зубья второй пластины изогнуты таким образом, чтобы составлять единую линию с зубьями первой пластины.

Увеличение расстояния между зубьями двухполюсной гребенки обусловлено тем, что они используются для подключения автоматов где используется сочетание L+N и L1+L2, поэтому зубья обязаны располагаться через один.

Разновидности зубьев гребенки

Соединительные шины продаются на число зубьев: 12, 24, 36, 48, 60 и более. Причем расстояние между ними составляет 1,8 сантиметра. Причем эти зубья могут быть в виде штыря (PIN) или в виде вилки (FORK).


PINFORK

Плюсы и минусы такого изделия

Давайте теперь рассмотрим все положительные и отрицательные моменты использования этого изделия и начнем с плюсов:

Плюсы соединительной шины

1. В основном соединительные шины рассчитаны на стандартный ток в 63 Ампера (что с головой хватает для абсолютного большинства подключаемого оборудования), но встречаются и шины на 100 Ампер.

2. Использование такой шины гарантирует более качественный контакт, так как клемма зажимает только один контакт (за исключением первой клеммы, куда вводится питание от линии при использовании PIN шины, а FORK шина лишена и этого недостатка)

3. Применение такой шины позволяет разгрузить щиток от лишних проводов, что делает монтаж более аккуратным.

Теперь давайте рассмотрим минусы таких изделий

1. Иногда невозможно соединить автоматы производства различных фирм по причине того, что они имеют разные установочные габариты, и штырь может банально не достать до зажимного контакта.

2. В случае необходимости замены одного автомата потребуется снятие всей гребенки, так как вытащить автомат с Din–рейки по-другому просто не получится.

3. Если потребуется добавить еще один автомат, то нужно либо устанавливать новую рейку (большей длины), либо использовать перемычку, что снижает надежность контакта и портит эстетический вид. Да и монтаж также потребует обесточивание всего щитка, так как все равно придется полностью ослаблять гребенку.

Алгоритм подключения

Теперь давайте рассмотрим алгоритм подключения автоматов с применением гребенки:

Итак, например, нам нужно подключить четыре автомата с помощью штыревой (PIN) гребенки. Для этого вытаскиваем медную пластину и отрезаем ее с помощью ножовки по металлу. А пластмассовую часть режем с запасом в 1 сантиметр (для того чтобы закрыть медную часть, которая окажется под напряжением).

Далее вновь соединяем медную часть гребенки с защитной пластмассой и собранную гребенку вставляем в автоматы и просто затягиваем с вставленным питающим проводом.

У такой гребенки штыри идут через один, то есть шаг между гребенками составляет один стандартный модуль.

Резка происходит также, как описано выше, а вот первую гребенку сажаем на фазу УЗО, а вторую на Ноль того же УЗО.

Заключение

Как вы видите, использование такого устройства ускоряет и упрощает монтаж в распределительным щитке, что является несомненным и весомым плюсом. Если статья оказалась вам полезна, то ставьте палец вверх.

Источник

Подключение автоматов в щитке перемчками и гребенкой

В процессе капитального ремонта помещений или строительства промышленных, административных и жилых объектов, прокладывается новая электропроводка. В распределительных щитах устанавливаются автоматы защиты на линии отдельных приборов большой мощности, группы розеток и освещения. Мощность автоматов и сечение проводов зависит от величины токов предполагаемой нагрузки при эксплуатации каждой группы или отдельной линии. Так как от одной фазы может быть запитано несколько групп или отдельных линий, на входе автоматы соединяются в одну линию. От качественного соединения группы автоматов зависит надежное функционирование всей системы электроснабжения здания, помещения или отдельной группы потребителей в РЩ.

Использование соединительных шин

Промышленность предлагает два типа «гребенок» для соединения модульных коммутационных аппаратов. У одного типа шин-гребенок контакты выполнены в форме штырьков. У другого типа контакты имеют форму вилки. 

Гребенки состоят из токопроводящих шин (обычно медных) с контактами и пластикового изолирующего корпуса. Расстояние между контактами равно ширине одного модуля и составляет 18мм. Соединительные шины могут иметь от 1 до 4 полюсов.

Каждый полюс укладывается в отдельный паз корпуса и оказывается надежно изолированным от других токопроводящих шин. С помощью шины-гребенки можно соединять как однополюсные автоматические выключатели, так и трехфазные УЗО.

Соединительные шины выпускаются на 12, 24, 36 или 48 модулей. Шины можно разрезать для получения нужного количества модулей. Для резки можно использовать любой подходящий инструмент, например ножовку по металлу.

На корпусах шин маркируются следующие технические характеристики:

рабочее напряжение;

номинальный ток;

сечение токопроводящих шин.

Штырьковые соединительные шины подходят ко всем типам модульных коммутационных аппаратов. Для использования шин с вилочными контактами автоматы должны иметь специальные клеммы.

Применение гребенок требует больших материальных затрат, чем применение проволочных перемычек. Однако использование соединительных шин значительно сокращает время выполнения монтажных работ.

К тому же монтаж, выполненный с помощью гребенок, выглядит более эстетичным. В шкафах и щитах появляется больше места.

К недостаткам применения соединительных шин следует отнести невозможность замены несправных автоматов или УЗО без отключения соседних коммутационных аппаратов.

Подводя итог можно сказать, что использовать перемычки лучше при малом количестве модульных аппаратов на рейке. В случае большого объема монтажа целесообразно применять соединительные шины.

Описание

В зависимости от приспособлений, которые подсоединяются, рассматриваемые детали подразделяются на несколько разновидностей по полюсам (от 1 до 3). В соединительной гребенке для автоматов число пластин и полюсных окончаний идентично. При этом каждый из соединителей предназначается для выполнения конкретных задач. Например, однофазные модели служат для подключения аналогичных выключателей, 4-полюсные версии агрегируют с трехфазными приборами.

Указанные изделия обладают различным показателем шага (от 18 до 27 миллиметров). Меньшие варианты ориентированы на взаимодействие с одним модулем. Шаг 27 мм служит для подсоединения полуторных модульных потребителей. При помощи гребенок реально смонтировать одновременно комплект автоматов (от 12 до 60 штук). По этой причине использование подобных приспособлений неактуально для соединения одной пары устройств. Оптимальный вариант – применение в распределительных щитах с множеством контактов.

СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ШИН МЕЖДУ СОБОЙ И С ВЫВОДАМИ В ОТКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВАХ

3.1. Соединения и ответвления на медных, стальных, алюминиевых и сталеалюминиевых гибких шинах открытых распределительных устройств следует выполнять обжатием, опрессованием, с помощью петлевых или ответвительных болтовых зажимов. Ответвления алюминиевых и сталеалюминиевых шин должны преимущественно выполняться пропано-кислородной сваркой. Оконцевания следует выполнять аппаратными зажимами1, соединяемыми с гибкой шиной опрессованием2, болтами или сваркой.

1 См. каталог Технопромэкспорта «Арматура воздушных линий электропередачи и открытых распределительных устройств», Москва, 1975

2 Способы опрессовки зажимов гидравлическим инструментом (пресса ПГЭ-20, ПГР-20М1, Технос и др.) приведены в «Инструкции по соединению жил проводов и кабелей», опрессовка пороховым прессом – в Приложении 10.

3.2. Болтовые петлевые и ответвительные зажимы для алюминиевых и сталеалюминиевых шин должны изготавливаться из алюминиевых сплавов, для медных – из латуни, для стальных – из стали (рис. 3.1, 3.2).

Рис. 3.2. Зажим ответвительный

1 – основание; 2 – прижим; 3 – болт; 4 – гайка; 5 – шайба пружинная

В болтовые петлевые зажимы, предназначенные для соединения медных шин с алюминиевыми, на заводе-изготовителе необходимо впаивать луженые медные желобки.

3.3. Болтовые аппаратные зажимы рассчитаны на затяжку шин с помощью плашек (рис. 3.3). Для медных шин их следует изготавливать из латуни, для алюминиевых – из алюминиевых сплавов.

Рис. 3.3. Зажимы аппаратные болтовые

а – для присоединения к стержневому выводу и плоскому, имеющему одно отверстие; б, в – для присоединения к плоским выводам, имеющим два и четыре отверстия

В конструкции аппаратных зажимов, предназначенных для алюминиевых шин, предусмотрены переходные медные пластины, соединенные с корпусом зажима пайкой или сваркой. Эти пластины обеспечивают лучший контакт при соединении алюминиевого аппаратного зажима с медным выводом аппарата или с алюминиевым выводом, плакированным или армированным медью.

Если алюминиевый аппаратный зажим соединяется с алюминиевым выводом болтами или сваркой, медные пластины следует удалить.

Аппаратные зажимы имеют одно, два или четыре отверстия для присоединения к выводам аппаратов или шинам.

3.4. Аппаратные зажимы, имеющие в лапке одно отверстие диаметром 14,5 мм, допускается рассверливать по диаметру штыревого вывода, но не свыше 30 мм.

3.5. Шины в зажиме следует закреплять в следующем порядке:

– заложить шину в соответствующие желобки зажима (при монтаже переходных зажимов с меди на алюминий медная шина должна соприкасаться с луженым медным желобком, а алюминиевая – с алюминиевым);

– установить плашки;

– покрыть нарезанную часть болтов смазкой марки АМС-1, не допуская попаданий ее на контактную поверхность;

– затянуть болты.

Затяжку болтов гайками необходимо производить так, чтобы все части зажима испытывали одинаковое давление по длине контакта. После полной затяжки болтов между плашками должен оставаться зазор 3 – 4 мм. Сближение плашек вплотную указывает на то, что размеры желобков не соответствуют данной шине и требуемое давление в контакте не обеспечено. Такие зажимы подлежат замене.

3.6. Оконцевания гибких шин аппаратными зажимами для соединения с плоскими выводами аппаратов следует производить в соответствии с конструкцией вывода.

3.7. Гибкие шины, околдованные аппаратными зажимами, соединяются с плоскими выводами аппаратов непосредственно.

3.8. Соединения гибких шин со штыревыми выводами аппаратов следует выполнять:

а) медных, оконцованных аппаратным зажимом с одним отверстием, при диаметре вывода до 28 мм – непосредственно; при диаметре вывода свыше 28 мм – через медные пластины; с двумя и четырьмя отверстиями – через медные пластины;

б) алюминиевых и сталеалюминиевых, оконцованных аппаратными зажимами, – через медные пластины.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий